Плазма или ЖК, шасси, диагональ, передача движения, цвет, влияние на зрение

Телевизоры. Часть 2. Плазма или ЖК, шасси, диагональ, передача движения, цвет, влияние на зрение


Первая часть вызвала определенный интерес, поэтому было решено продолжить эту тему.
Хочу сказать отдельное спасибо, тем кто уделил внимание первой части. Я не думал, что моя скромная статья вызовет такой немалый интерес.

Можем продолжить. Во второй части я хотел бы поделиться своими размышлениями о выборе диагонали телевизора для различных применений, выборе технологии, а так же о том, как кадровая интерполяция влияет на плавность движения и попытаться развенчать некоторые мифы касательно современных телевизоров. Также, хочу затронуть тему влияния различных параметров телевизора на зрение.

После того, как я разобрался с матчастью, я решил, что теперь мне нужно узнать, что на практике влияет на изображение и как, зная это, можно выбирать телевизор.

Шасси

Нужно вспомнить о таком понятии, как шасси. Грубо говоря — это вся электроника внутри телевизора. Телевизоры на одном шасси имеют полностью одинаковый видеотракт. Телевизоры с одинаковым шасси обязательно несут один и тот же набор входов и имеют совершенно одинаковую обработку сигнала.
Модели шасси чаще всего описаны в сервисных инструкциях, но сравнивать напрямую их нельзя: шасси не имеет характеристик, по которым можно было бы производить сравнение.
Когда LCD-матрицы производят всего несколько игроков на рынке (это Samsung, Sharp и LG), то шасси разрабатывает почти каждый производитель телевизоров. Из крупных игроков этим не занимается только Sharp (как ни странно, производящий лучшие матрицы на рынке и неспособный разработать шасси), который покупает шасси у Philips. В основном, шасси различаются от серии к серии (чем ниже серия — тем проще шасси), одна модель шасси может захватывать несколько серий (тогда телевизоры разных серий будут похожими).
Интересный, с позволения сказать, казус в этом году сотворила Philips — она построила все телевизоры от 6-й до 9-й серии на одном шасси, а это значит, что помимо всего прочего, у всех этих телевизоров один процессор обработки изображения, который отвечает за кадровую интерполяцию. Разные типа обработки Philips называет красивыми маркетинговыми названиями «Perfect Pixel HD», «Pixel Precise HD» и если раньше между этими названиями были реальные различия в обработке, то теперь все различия стерлись. Я понимаю, почему Philips оставила разные названия для одной, по сути, обработки — телевизоры старших серий должны чувствовать свое превосходство. Но это нечестно.

 

LCD, Плазма — что выбрать?

Если вы не читали 1-ю часть статьи и не знаете основных различий между разными технологиями вывода изображений, матрицами и различными типами подсветки LCD — советую прочитать.

Если вы выбираете телевизор, для начала стоит определиться, какой технологии отдать предпочтение. И это самая сложная часть. Продавцы в один голос говорили, что кроме LCD ничего не существует, на «продвинутых» видео-форумах советовали только плазму. Все оказалось немного проще — всему свое предназначение и каждая технология подходит для своей задачи.

Какие факторы влияют на выбор в пользу LCD

— Вы смотрите телевизор в яркой комнате
Плазма — это стекло по сути и каким бы «крутым» не был антибликовый фильтр, плазма на ярком свету ведет себя хуже. Добавьте сюда высокую яркость LCD LED и получите ответ — если вы смотрите телевизор в яркой комнате, вам стоит обратить внимание на LCD.

— Вы хотите использовать телевизор как монитор (интернет, обработка изображений)
Как известно, LCD практически не обладает эффектом памяти, когда изображение «застывает» на экране, поэтому идеально подходит как технология для мониторов. Плазма обладает эффектом остаточного изображения. Ко всему прочему, градации на плазменном дисплее происходят при помощи дизеринга, поэтому вблизи четкой сетки пикселов не виднов все «шевелится». Плазма как монитор не годится.

— Вы хотите телевизор небольшой диагонали
Небольшие диагонали — это то, где безраздельно властвует LCD. FullHD-плазма начинается только с 42".

— Ваши глаза не воспринимают технологию формирования изображения плазменным ТВ
Есть люди (их всего несколько процентов), которым не подходит плазма из-за того, что они видят мерцание. Если вы видите мерцание, выставьте режим 96 Гц, выключите весь свет («энергосберегающие» лампы тоже имеют свою частоту и она может мешать плазме), покрутите настройки, если вы используете ПК. Только тогда можно будет говорить о «мерцании».

— Вы любите перенасыщенные цвета
Я не отношусь к этой категории людей, но такие люди есть.

Какие факторы влияют на выбор в пользу Плазмы

— Вы хотите просматривать в основном HD-контент
Blu-Ray, BD-рипы — это все про плазму. Это ее лучшие друзья и она наиболее полно раскрывает качественный контент.

— Вы чаще смотрите телевизор с приглушенным светом или в темноте
Если свет — главный враг плазмы, то темнота — ее лучший друг. Именно в темноте изображение раскрывается в полную силу.

— Вы выбираете телевизор для домашнего кинотеатра
Кино — это то, ради чего покупают плазму. Именно она создает эффект «объема» 2D-изображения, имеет глубокий уровень черного, славится отсутствием засветов, имеет отличные контрастные переходы.

— Вам нужен телевизор большой диагонали:
50"—65" это именно те диагонали, в которых стоит выбирать плазму. 65" LCD-телевизор для домашнего кинотеатра — очень странный выбор.

— Вы любите естественные цвета:
Я немного занимаюсь фотографией и представляю, что такое эталонные цвета. Это совсем не тусклые, как вы бы могли подумать, а яркие, насыщенные и глубокие цвета.

Выбор диагонали:

Пришло время выбрать диагональ для телевизора. На выбор этой самой диагонали влияют следующие факторы:
— Расстояние до телевизора. Внимание — только расстояние, размер комнаты на выбор диагонали не влияет.
— Разрешение контента. Абсолютно ясно, что чем выше четкость контента, тем ближе можно смотреть телевизор.
— Предназначение. Если вы выбираете телевизор для домашнего кинотеатра — это одна диагональ, телевизор на дачу — другая.
— Бюджет. Если, как часто бывает, бюджет ограничен, не обязательно покупать рекомендуемую диагональ, можно купить и по-меньше.

Есть такая организация: THX Джорджа Лукаса, она раздает сертификаты на изображение и устанавливает стандарты в области телевидения. Именно ее рекомендациями я предлагаю воспользоваться (тем более, что это рекомендации не одной THX а множества и множества компаний и экспертов.

Предлагаю на ваш суд таблицу диагоналей:
диагонали телевизоров

Когда я покупал свой первый современный телевизор с диагональю 42" для просмотра с 3-х метров, эта таблица меня бы шокировала, но не сейчас. Теперь я понял, что диагональ имеет свойство «усыхать» (когда сначала телевизор кажется большим). Прошу обратить внимание, что таблица актуально при выборе телевизора для домашнего кинотеатра. Если вы не такой «гурман» и выбираете телевизор для приятного просмотра передач вечером, можете обратить внимание на диагонали поменьше.
При выборе обозначенной THX диагонали для 1080 диагональ не кажется большой, глаза не бегают по экрану и совершенно не устают.

Тут действует одно простое правило — диагонали много не бывает. Выбираете телевизор для домашнего кинотеатра и не ограничены в бюджете — берите диагональ из таблицы.

А как же глаза?

Вот мы и подобрались к самому распространенному мифу, оставшемуся у нас в памяти со времен ЭЛТ. Связано это с излучениями, создаваемыми этим типом телевизоров. Современные ТВ лишены этого.
Миф гласит, что чем больше диагональ телевизора, тем она вреднее для глаз в конечно итоге.
«Ломается» в основном аккомодационная мышца, которая отвечает за фокусировку. Она растягивает хрусталик, чтобы лучи сошлись в нужной точке. Когда функции аккомодационной мышцы нарушаются — наступает спазм аккомодации и глазу становится все труднее фокусироваться на дальних объектах. У детей школьного возраста высока вероятность наступления близорукости.
Из-за чего при просмотре телевизора «портится» зрение? В общем, из-за того же, из-за чего оно портится при чтении книги, особенно при тусклом свете — глаз фокусируется на одном расстоянии, напрягается, способность аккомодационной мышцы нарушается. Мышца напрягается тем больше, чем ближе и чем меньше объект, на котором нужно сфокусироваться.

Какие выводы можно вынести из этого?
— Чем ближе расстояние до ТВ, тем больше устают глаза и тем выше вероятность нарушения зрения. Но зависимость не линейна (то есть 2 метра не в 2 раза вреднее 1-го метра), а скорее, экспоненциальна или близка к ней, и большой разницы между 2-мя и 3-мя метрами нет.
— Чем меньше объект, на котором нужно сфокусироваться, тем больше устают глаза и тем больше вероятность нарушения функций аккомодации.
То есть, в теории, маленькая диагональ вреднее большой. Мне не удалось найти исследований на этот счет, но с уверенностью можно сказать, что при прочих равных большая диагональ LCD или плазменного телевизора не вреднее маленькой.

Кадровая интерполяция

Многие пользователи задают вопрос, почему на одних телевизорах быстрое движение объектов или панарамирование выглядит плавно, а на других нет. Начать стоит с того, что стандарт 24 кадра в секунду для киноиндустрии был принят в первой половине XX века, когда требования к кино были несколько иными и чрезмерное расточительство пленки не приветствовалось. Такое «дерганье» изображения называется строб.
Абсолютный факт — 24 к/с недостаточно для передачи быстродвижущихся объектов или панорамного движения камеры.
Это значит то, что при отключении софтовой обработки все без исключения телевизоры будут отображать такой тип движения не лучшим образов. Мы заложники стандарта.
Реальных решений этой проблемы несколько, но все они сводятся к повышенной частоте кадров.
1) Кадровая интерполяция. То, что в разной степени успешности умеют все современные ТВ от средней ценовой категории. Телевизор на лету анализирует 2 соседних кадра и дорисовывает еще один или даже 2 на свое усмотрение.
2) HFR (high frame rate). Съемка изначально в повышенном кадровом формате. Избавляет от артефактов обработки изображения процессором телевизора, но требует особой съемки, и главное — носителя. Первый и единственный фильм снятый с HFR — Хоббит: Нежданное путешествие. Мне пока не ясно, на каких носителях он будет распространяться и будет ли вообще он распространяться в HFR.

Все методы повышения кадровой частоты несут в себе один серьезный недостаток — потерю «киношности» изображения. Фильм выглядит неестественно, непривычно. Пока киномир стоит на распутье — снимать и смотреть в HFR или привычной частоте кадров. Какой путь будет выбран — никто не знает.
Лично я смотрю документальные фильмы и мультфильмы с кадровой интерполяцией, но отключаю ее для художественных фильмов.

Кадровая интерполяция призвана не только бороться со стробом, но и повышать динамическое разрешение LCD-телевизоров (только современные плазмы Panasonic способны отображать 1080 строк динамического разрешения с отключенной кадровой интерполяцией).

Вот мы и подошли к тому, почему одни телевизоры показывают динамическую картинку так, а другие — иначе.
Чтобы проводить сравнения, нужно выставить значение интерполяции в одно положение или вовсе выключить (у разных производителей этот пункт называется по разному). Только тогда можно говорить о разном отображении динамики.

Режимы


Мне кажется, это самый главный пункт на начальном этапе выбора телевизора. Я часто слышал слова о том, что модели одного класса разных производителей показывают совершенно разную картинку (вроде того, что Philips 5-й серии гораздо лучше 6-й серии Samsung'а и т.д.). С вероятностью 99% это ошибка и дело в деталях.
На этом этапе почти все зависит от выставленного режима. Неправильно выставленным режимом можно на лучшем телевизоре в мире сделать наихудшее изображение.

Выбирая телевизор, внимательно относитесь к режимам — на всех кандидатах просмотрите все, выберите те, которые понравятся больше всего. Если что-то не будет устраивать, выставляйте «Пользовательский» режим и крутите настройки цвета, контраста.

Отсюда исходят несколько других мифов. Например, о том, что самсунги показывают «ядерные» цвета. Это справедливо для телефонов, где почти невозможно или сложно проводить настройку и калибровку. В телевизорах абсолютно все параметры настраиваются. Отсюда мы плавно переходим к калибровке.

 

Калибровка

Этот пункт будет очень коротким, так как это совсем не моя среда, но пару слов стоит сказать. Абсолютно все в нашем мире имеет допуски. особенно при серийном производстве. Параметры каждого выпущенного телевизора отличается как от эталона, так и от своих собратьев. Степень отклонения цвета от эталона измеряется комплексной характеристикой DeltaE (об этом было вскользь упомянуто в первой части в разделе «характеристики изображения». Чем больше отклонение от нуля, тем больше отклонения цвета от эталонного. Как человек, немного занимающийся фото, могу сказать, что эталонные цвета очень глубокие, яркие и насыщенные, им не нужна никакая обработка.

Калибровка телевизора — это процесс, когда из эталонного источника на вход подается сигнал, который измеряется на выходе колориметром. Затем мастер настраивает телевизор так (полные возможности калибровки есть только у топовых и предтоповых моделях), чтобы он выдавал максимально близкие к эталону цвета. В среднем удается добиться значений 2—3 Delta E, что считается неотличимым от эталона человеческим глазом.

Вместо вывода или краткие тезисы

В краткой форме хочу написать все, что я хотел донести для тех, кто не захочет читать всю статью:
1) Каждой технологии свое предназначение. Плазма — для домашнего кинотеатра, больших диагоналей, просмотра в темноте. LCD для просмотра в ярких комнатах, на дачах, при выборе небольших диагоналей, при работе с компьютером или если вы видите мерцание плазмы.
2) Выбирая ТВ обращайте внимание на режимы. Они решают очень многое. Посмотрите режимы всех кандидатов на покупку, выберите наиболее понравившиеся, смотрите в них. Не сравнивайте телевизоры по режимам, выставленным продавцами в магазине.
3) Выбирая диагональ, отталкивайтесь от задачи. Если вы выбираете телевизор для домашнего кинотеатра и не стеснены в средствах — диагонали много не бывает. В таком случае, для 2.5 м и 1080-контента идеальной диагональю будет 65". Если вы выбираете телевизор для других целей — можно, а иногда и нужно, выбрать диагональ поменьше. Не забывайте, что те телевизоры, которые поначалу кажутся огромными, по прошествии времени кажутся гораздо меньше.
4) Кадровая интерполяция — скользкая штука. Хотя она и помогает создать плавное движение, не всем она прийдется по вкусу. Важно знать, что универсального способа добиться плавного движения быстродвижущихся объектов нет. Есть компромиссы и вам нужно выбрать, чего вы хотите.
5) Если вы покупаете топовый телевизор для домашнего кинотеатра, возможно, есть смысл провести его калибровку. Для некоторых телевизоров это особенно важно. В частности для тех, которые из коробки имеют очень большое отклонение DeltaE. К примеру, Samsung ES8000 (8007), Sony HX923.

Так как статья вышла гораздо больше, чем я предполагал, сюда не вместилось многое из того, что я хотел сказать. Оставим это для заключительной 3-й части. Если вам будет интересно, я расскажу о типах 3D, их практическом различии, подводных камнях (сложностях и особенностях, о которых не говорят продавцы), об источниках воспроизведения 2D, и что самое важно, 3D контента (с этим есть огромные сложности), ну и о своем выборе, конечно.

Спасибо за внимание к моим размышлениям.

 

Статьи по теме

Контакты

Минская ул. дом 17, Москва

+7 495 369-54-54

Почта

Часы работы

Понедельник - Пятница 9:00 - 19:00

Суббота - Воскресенье 9:00 - 17:00

Замена LED подсветки

Подсветка телевизора LG